вторник, 28 апреля 2015 г.

"Стихи из планшета гвардии лейтенанта Иона Дегена"

  
    Сегодня в музейно-выставочном комплексе города Лесного  состоялось важное событие - фестиваль  проектов, подготовленных руководителями и активистами школьных музеев. Нужно было представить какой-либо музейный экспонат, связанный с историей Великой Отечественной войны. Предметы были представлены разные - наградные удостоверения, карты партизан, трофейная немецкая каска. Мы решили объединить презентацию офицерского планшета и сборника стихов выдающегося человека - ветерана ВОВ, танкиста-аса Иона Лазаревича Дегена. 


  Придя на фронт в 1941 в истребительный батальон, этот человек проявил себя бесстрашным солдатом, состоял в дивизии разведчиков в Грузии, участвовал в Белорусской наступательной операции. Сам Деген перенёс четыре тяжёлых ранения, ожоги ,получил 22 осколка и пуль. После одного ранения чуть не лишился ноги, но его спасла от этой участи консультация опытного хирурга. После этого случая, Ион Лазаревич да слово стать врачом и выполнил его. После войны выучился в Киеве на хирурга и долго работал ортопедом.
    Сегодня Иону Дегену 90 лет, он живёт в Израиле и является обладателем многих военных и гражданских наград.

   Актёрами сценки представления планшета стали учащиеся 5 Б класса: Редкина Таня, Волчков Дима и Хромов Кирилл. Начав учебный год с театральной новогодней постановки, ребята решили снова выйти на сцену и сделали это с честью - жюри присудило нашему проекту 1 место.
    Учащиеся школы смогут увидеть эту сценку на фестивале творческих работ, посвящённых 70-летию Победы, а сейчас мы можем предложить вам прочитать три произведения из сборника "Стихи из планшета гвардии лейтенанта Иона Дегена", написанных в окопах, землянках, кабине танка, и вы наверняка ощутите, что же такое война...

                                    ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ
Генеральская зелень елей
И солдатское хаки дубов.
Никаких соловьиных трелей,
Никакой болтовни про любовь.

Солнце скрылось, не выглянув даже.
Тучи черные к лесу ползут.
И тревожно следят экипажи
За мучительным шагом минут.

В тихих недрах армейского тыла
Впрок наш подвиг прославлен в стихах.
Ничего, что от страха застыла
Даже стрелка на наших часах.

Сколько будет за всплеском ракеты,
Посылающей танки в бой,
Недолюблено, недопето,
Недожито мной и тобой.

Но зато в мирной жизни едва ли
В спешке дел кабинетных сомнут
Тех, кто здесь, на исходной, узнали
Беспредельную тяжесть минут.
                                Сентябрь 1944 г.

Осколками исхлестаны осины.
Снарядами растерзаны снега.
А все-таки в январской яркой сини
Покрыты позолотой облака.

А все-таки не баталист, а лирик
В моей душе, и в сердце и в мозгу.
Я даже в тесном Т-34
Не восторгаться жизнью не могу.

Так хорошо в день ясный и погожий,
Так много теплой ласки у меня,
Что бархатистой юной женской кожей
Мне кажется шершавая броня.

Чтобы царила доброта на свете,
Чтоб нежности в душе не убывать,
Я еду в бой, запрятав чувства эти,
Безжалостно сжигать и убивать.

И меркнет день. И нет небесной сини.
И неизвестность в логове врага.
Осколками исхлестаны осины.
Снарядами растерзаны снега.
                                  Январь 1945 г.
                                        
ЧАСЫ
В железном корпусе помятом,
Бесстрастно время отмеряя,
Часы с потертым циферблатом -
Вы были часть меня живая.

Зубчаток медные кружочки,
И стрелок линия витая,
И даже кожа ремешочка -
Как-будто часть меня живая.

Стары и очень некрасивы,
И невозможные педанты.
За ваш размер, за стук ретивый
Прозвали в роте вас "куранты".

Я часто думал: неужели
Нам вместе суждено умолкнуть?
(Застынут в карауле ели,
Роняя скорбные иголки).

Ведь и зубчатки, и кружочки,
И стрелок линия витая,
И даже кожа ремешочка,
Все было часть меня живая.

Я помню песню на привале -
Унылый суррогат молитвы.
Часы солдатам подпевали,
Как метроном диктуя ритмы.

Я помню песню пулемета,
Его безумную чечетку,
И похвалу: мол, он работал,
Как вы - уверенно и четко.

Я помню танк. Одно мгновенье -
Обугленная груда стали.
В немецком сидя окруженье,
Часы со мною замирали,

Все - и зубчатки, и кружочки,
И стрелок линия витая,
И даже кожа ремешочка,
Как-будто часть меня живая.

Я верил прочно, беспредельно,
Что талисман вы мой счастливый,
Что раз мы с вами нераздельны.
То всю войну мы будем живы.

Под гимнастёркою солдатской
И ремешок ваш был приличен.
Я относился к вам по-братски
И вид ваш был мне безразличен.

Но я, надев костюм гражданский
(О, час желанный и счастливый!),
Заметил ваш размер гигантский
И циферблат ваш некрасивый...

Вы вдруг предстали в новом свете...
Стал забывать я дни былые.
На модном вычурном браслете
Я захотел часы другие.

А циферблат смотрел с укором,
И стрелки двигались незримо...
Да, человек, ты очень скоро
Забыл друзей незаменимых.
                                  Сентябрь 1945 г.

 Все участники и члены жюри смогли познакомиться с уникальными вещами из семейного архива Людмилы Яковлевны Поповой, ветерана ВОВ, жительницы нашего города.









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Популярные сообщения